Вторник
23.04.2024
08:30
Приветствую Вас Гость
RSS
                       
Сайт учителя начальных классов Теремасовой Т. М.
Главная Регистрация Вход
Здоровьесберегающее пространство начальной и основной школы как условие реализации ФГОС НОО и ООО. »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Здоровьесберегающее пространство начальной и основной школы как условие реализации ФГОС НОО и ООО.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

На сегодня, по данным углублённого медосмотра, лишь 31,5 % осмотренных в школе детей можно отнести к первой группе здоровья. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.
Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Задачи

  • Отработка системы мониторинга здоровья (выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленное отслеживание его в течение всего времени обучения).
  • Применение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе.
  • Создание условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  • Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:

Воздушно-тепловой режим – это один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В школе в классных комнатах стараются поддерживать оптимальные параметры температуры 18 – 22 С. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Проводится ежедневная влажная уборка классов после занятий.

Уровень освещенности соответствует гигиеническим требованиям.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха (медицинские рекомендации приводятся в листке здоровья класса). При подборе мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах применяется «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. После второго урока предусмотрена динамическая пауза, продолжительностью 40 мин.

Во вторую половину дня учащиеся посещают различные кружки и секции. Система внеурочной деятельности в школе позволяет учащимся реализовывать свой творческий потенциал.

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация качественного горячего питания благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся. В школе организовано питание для учащихся 1-11 классов (охват питанием составляет 100%, из них: горячее питание – 82%, буфетная продукция –18%)

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный контроль за детьми. В школе создана и работает социально-психологическая служба (соц.педагог –Бондарь Г.А.).

Медицинская служба в школе ежегодно осуществляет контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов, проведение прививок. Проведены углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами. Разработаны индивидуальные рекомендации для каждого ребёнка с учётом особенностей психофизического развития (листок здоровья).

2. Рациональная организация учебного процесса.

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление. При этом необходимо строгое соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.

Использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы, также предотвращает чрезмерные перегрузки учащихся.

Безотметочное обучение в начальной школе (1 класс), при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, позволяет создать систему портфолио.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Для повышения двигательной активности и снижения утомляемости учащихся на уроке учителя начальной школы проводят физкультминутки.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ и технических новинок, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения

Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, исторических событий, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. . Используя оригинальные задания, можно решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п..

 

3. Пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

На уроках предметов естественно-математического цикла практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

В течение года кл.руководителями проводится информационно-пропагандистская работа по разъяснению последствий употребления табака и алкоголя для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения. Используются массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи.

С целью пропаганды здорового образа жизни в школе проведены акция «Мы за здоровый образ жизни», выставка детских рисунков «Растем спортивными, растем здоровыми», спортивные эстафеты, единый класс час «Здоровье – это здорово!»

Организовывались тематические сменные выставки научно-популярной литературы по проблемам ЗОЖ.

В школе работает группа волонтеров под руководством Трухиной

Л.М. Их деятельность:

Беседы с презентациями по темам (на классных часах),

Спортивные соревнования

Периодически обновляемые стенды

  • «Я и закон»
  • «Мы за здоровый образ жизни»

4. Здоровье и окружающая среда

На здоровье человека большое влияние оказывают экологические факторы. Они определяют около 20–25% количества индивидуального здоровья человека.

Проведены конкурсы плакатов и рисунков на тему «Животные Красной книги. 1-5 классы

Вовлечение детей в практическую деятельность по охране окружающей среды.

Формирование умения и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния среды.

5. Семья и школа.

Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

На родительских собраниях обсуждались такие вопросы, как здоровье и адаптация школьников, гигиенические условия обучения, профилактика школьных болезней, организация правильного питания, профилактика вредных привычек.

Представители волонтерского движения вместе с классными руководителями провели исследование «Режим дня». Было установлено, что практически все учащиеся понимают важность режима дня для здоровья, но далеко не все его выполняют. Так, например время ночного сна в основном 7-9 часов в младших классах и 6-7 в старших - что явно недостаточно при усиленной учебной нагрузке. Просмотр телевизора и игра на компьютере в среднем составляет 1-2 часа ежедневно. Более полвины детей и их родителей уверены ,что находиться у экрана в течении часа ежедневно вреда не принесет. Почти половина учащихся утреннюю зарядку не выполняют, хотя и осознают ее важность. На подготовку домашнего задания большая часть ответила, что тратят от 3 и более часов.

При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи).

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта